четверг, 7 февраля 2013 г.

казахстан и китай интеграция

Окончание следует

Суть концепции «регионализма вовне» заключается в создании региональных интернациональных экономических районов, в которые входили бы, с одной стороны, приграничные провинции и районы КНР, с другой приграничные районы сопредельных государств. Таких зон вокруг Китая создается шесть. Два региональных интернациональных экономических района создаются на границах СНГ. Один с центром в г. Харбине. В него должны войти провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, северная часть провинции Ляонин и восточная часть Внутренней Монголии, а со стороны России районы Забайкалья и Приморья. Другой район с центром в г. Урумчи должен включить со стороны Китая провинции Шэньси, Ганьсу, Цинхай, автономные районы Нинся, Синьцзян, западную часть Внутренней Монголии, а со стороны СНГ Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. В совокупности все эти районы должны образовать «Большой Запад» .

Стратегия глобализации китайской экономики подразумевает вхождение китайской экономики в целом в мировой рынок вне зависимости от того, где тот или иной сегмент рынка находится - в Европе или Азии. Стратегия регионализации имеет конкретную региональную направленность. Теоретическим ее обоснованием стали принципы: «экономика и наука без границ», «взаимодополняемость экономик».

Стратегия открытости предполагает не только глобализацию китайской экономики, но и ее регионализацию. Последняя должна проводиться в двух направлениях внутреннем и внешнем. В первом случае Китай делится на 7 экономических районов, которые должны специализироваться на определенных видах промышленного производства и интегрироваться в единую народнохозяйственную систему с единым общенациональным рынком.

Итак, основные положения «интеграции по-китайски» включали следующие теоретические и практические разработки (рассматриваются основные положения теории «открытости» и частности интеграционные моменты функционирования вновь создаваемых структур и объединений).

Для нас же наиболее интересны именно вопрос интеграции, собственные планы интеграции КНР в мировую экономику и экономику Центральной Азии (географически СУАР ближе и доступнее из ЦА, чем из Центрального Китая). Для КНР «реформы» и «открытость» (даже некий набор «открытостей») выразились именно в регионализации экономики. В настоящее время происходит процесс формирования новых принципов «открытости» и «интеграции», что может перевернуть все существующие «западные» и «восточные» теории интеграции.

Параллельно китайская сторона делала ставку на двусторонние переговоры. Так, «первой китайской ласточкой» стало формирование необходимой приграничной инфраструктуры. Причем китайская сторона должна была в короткие сроки стать лидером интеграции. По предложению китайской стороны начал прорабатываться вопрос о создании казахстанско-китайской зоны свободной приграничной торговли. По поручению Правительства Казахстана акимат Алматинской области разрабатывал концепцию создания такой зоны на контрольно-пропускном пункте «Хоргос» и дальнейшего распространения полученного опыта функционирования подобного рода структур.

Идеи интеграции для КНР «на Западе» пришли, в том числе и из России. В 1998 г. в обиходе российской прессы и региональных властей появился термин «Большой Алтай» для обозначения уникального природного комплекса на стыке границ четырёх государств. Китай быстро включился в процесс, и с 2000 г. начались переговоры на уровне региональных администраций на российском Алтае, поддерживались необходимые экономико-политические контакты, появились предложения о хозяйственном освоении региона. Идея понравилась всем, и встал практический вопрос о строительстве транспортного коридора из России (напомним, что у России на Алтае существует 55-километровая граница с Китаем, так называемый «западный участок»). «Большой Алтай» включал в себя следующие регионы: с российской стороны участниками такого рода сотрудничества становились Алтайский край и Республика Алтай, с казахстанской Восточно-Казахстанская область, со стороны Монголии Баян-Улэгэйский и Кобдосский аймаки, со стороны Китая Алтайский округ СУАР. В сентябре 1998 г. была принята специализированная программа - Алтайская декларация устойчивого развития. Участники предлагали принять более глобальную Алтайскую конвенцию . В 2000 г. в Алтайском крае РФ прошел Алтайский горный форум. Именно на нем проект получил оформление как политико-идеологическая концепция. Затрагивались, в частности, вопросы транспортных коммуникаций. В принципе, можно говорить о том, что проект с небольшими коррективами существует по сей день и развивается.

В этот же период (1998 г.) появился и проект «Межгосударственной зоны ускоренного развития экономики», предложенный сотрудниками Отдела по науке и технике посольства КНР в РФ. С российской стороны в проекте должны были принять участие Республика Алтай, Алтайский край, со стороны Казахстана Восточно-Казахстанская область, со стороны Монголии Баруун аймак. Китай был представлен Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Предполагалось создать четырёхстороннюю комиссию для определения механизмов функционирования такой зоны (в частности, создание режима наибольшего благоприятствования в торговле для предприятий данных регионов, снижение таможенных платежей, создание и эффективное функционирование пограничных переходов и т.д.) . В КНР эти функции должны были осуществлять технопарки зоны освоения новых и высоких технологий СУАР, которые становились проводниками и наставниками в трудном деле интеграции.

В 1996 г. китайская сторона вновь представила концепцию создания экономического района в регионе Центральной Азии в пограничных районах, на этот раз для четырёх стран - Китая, Казахстана, России и Монголии. В марте 1998 г. к процессу была привлечена российская сторона руководители комитета по науке и технике СУАР посетили Россию и были проведены консультации по этому вопросу. Китайцы представили предложения о сотрудничестве нескольким федеральным министерствам, региональному филиалу РАН, а также регионам - Алтайскому краю и Республике Алтай.

Надо отметить тот факт, что с китайской стороны интеграционные проекты одновременно рассматривались на различных уровнях на государственном и местном. Что касается местного, то уже в 1993 году Комитет науки и техники СУАР представил проект «совместного межгосударственного освоения», в качестве главного пункта которого выделялось создание «растянутых» свободных зон в районе казахстанско-китайской границы «Инин Джаркент», а также свободной приграничной зоны «Боро-Тала» в Китае и «Дружба» в РК.

Процесс подготовки и реализации планов «интеграционной открытости» начался еще с конца 1980-х начала 1990-х гг., с момента обретения государствами Центральной Азии сначала de-facto, а вскоре и de-jure независимости. К этому времени в КНР уже отрабатывались варианты «открытости», в том числе приграничной.

В теоретическом плане с начала 1980-х и на протяжении 1990-х гг. китайские политологи пересмотрели ряд концептуальных установок и «табу» по отношению к внешней среде (к оценке внешнеполитических и внешнеэкономических проблем и перспектив собственного государства). Так, были выделены две основные тенденции мирового развития регионализация и глобализация. Обе тенденции так или иначе были выгодны КНР: государство начало искать рычаги и механизмы безболезненного вхождения в мировое хозяйство, в том числе . Одним из первых практических механизмов стал механизм поставки товаров в ЦА и далее в Россию и страны Европы под маркой «сделано в Кыргызстане», после . Существенное теоретическое «открытие» китайских исследователей состояло в том, что регионализация в ряде случаев может иметь форму интернационализации. Для КНР ставилась первоочередная задача - «создание специализированных интернациональных экономических районов», где интеграция должна проходить по принципу «дополняемости экономик» . Говоря о таком явлении, как интеграция, необходимо подчеркнуть, что стороны (в большей степени КНР, в меньшей Республика Казахстан) в исследованиях широкого доступа склонны переоценивать важность экономической интеграции, тем более в отношении друг друга . Акцент, опять-таки, делается на экономической «взаимодополняемости экономик РК и КНР» . Для китайской экономики «дополняемость» на практике значит приобретение и сырья, и рынков сбыта. В рамках такой экономической политики Китай может «законсервировать» и продолжать говорить, что «права человека» имеют, главным образом, вид обеспечения экономических прав. Создание специальных экономических зон, а также совместных предприятий преимущественно с китайским капиталом вот первоначальный этап развития отношений с соседними регионами. На надгосударственном уровне этот процесс должен обеспечиваться политикой в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что фактически и происходит, когда заявляется о новом, экономическом измерении в функционировании ШОС, а также на двусторонней основе.

Китай в данном случае предлагает собственную модель интеграции в регионе интеграцию как интернационализацию, взаимодополняемость хозяйственных комплексов приграничных регионов Китая, Монголии, Казахстана и России. Только таким образом государство сможет в короткие сроки осуществить полномасштабное развитие Синьцзяна. Кстати, сам термин «взаимодополняемость» был выдвинут также китайской стороной.

В связи с этим, необходимо рассмотреть заявленные (не говоря о незаявленных!) планы и проекты экономической интеграции , теоретические и практические разработки, существующие в КНР и РК, подходы сторон, а также их осуществление.

Базой для проведения в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) эффективных экономических реформ становится создание благоприятного климата для привлечения инвестиций, прежде всего - в областях энергетики и добывающей промышленности. Именно развитие этих отраслей ключевой пункт развития всего района. Однако, из-за экономических особенностей и характеристик, регион является прямым конкурентом соседей государств Центральной Азии. Для ускоренного развития западных регионов правительством КНР разработан ряд мероприятий для обеспечения реформ «извне» - за счет ресурсов близлежащих регионов. Реализация же некоторых топливно-энергетических проектов на территории СУАР должна обеспечиваться за счет объединения хозяйственных комплексов СУАР с сопредельными государствами. Правительство также заботится и об охране окружающей среды так, ряд проектов по добыче полезных ископаемых в СУАР был фактически заморожен.

В настоящее время КНР пытается решить вопрос отсталости западных регионов страны форсированными темпами с привлечением всех возможных средств. В этом залог успеха рыночных реформ и решение связанных с этим проблем в регионе. Разрыв в развитии внутренних районов (к которым относят и запад страны) и приморских как никогда очевиден. Именно поэтому через все задачи всех последних пятилеток в Китае белой нитью проходит развитие западных районов. Эта стратегия была зафиксирована и в планах на новую пятилетку. Наглядным примером успехов китайского варианта «преодоления отсталости» является развитие города Урумчи за последние 15 лет. И никто не будет спорить, что Урумчи сегодня это крупный региональный центр: финансовый, экономический и, отчасти, политический.

Проекты экономической интеграции Китая и Казахстана

Вторник, 5 февраля 2013

АПН / Проекты экономической интеграции Китая и Казахстана

Комментариев нет:

Отправить комментарий